Как делают мебель в русском стиле

Ее не только помнят и любят со времен модерна, но еще и, представьте себе, делают! Уже по новым эскизам, проектируя на компьютере, но все так же вдохновляясь русской историей, культурой и работами талантливых мастеров прошлого.


Не так давно мы писали про русский стиль в истории отечественного интерьера. Сегодня вас ждет еще один рассказ, но уже практической направленности. Мы встретились с Юрием Соколовым, создателем собственного бренда по производству мебели в русском стиле, генеральным директором Арт-центра «Алексеевское подворье», и задали ему несколько вопросов. В результате состоялся интересный разговор о том, какой путь проходит вещь от замысла до воплощения, какие методы изготовления и виды отделки применяются в настоящее время, и зачем вообще все это нужно.


 Юрий Анатольевич, скажите, пожалуйста, с чего начинается проектирование? Кто создает эскизы новых изделий в русском стиле?

— Со стороны, наверное, все кажется очень просто, но на самом деле это сложный и длительный процесс. Сначала в голове одного товарища — в моем лице (улыбается) — рождается какая-нибудь фантазия. Потому что когда через твою голову проходит огромное количество самых разных информационных потоков — стилей, направлений, а, особенно, когда ты начинаешь заниматься какой-то одной темой, изучаешь историю, культуру — христианскую Русь, дохристианскую, сказки, художников… то образы будущих предметов начинают появляться сами собой. Где бы я ни находился, я всегда делаю наброски и записи новых идей.




— А дальше?

С моего наброска штатные художники-дизайнеры делают профессиональные эскизы, придают, так сказать, некоторую культурность моему опусу. Так мы и начинаем сочинять мебель. (Улыбается.) Именно «сочинять». Знаете, мне нравится это словосочетание «сочинять мебель». Оно русское, оно точнее передает суть процесса, нежели «конструировать» или «моделировать». Сочинительство как процесс творческий бывает очень тяжелым: и психологически, и даже физически. Вытягивает все силы! Но когда предмет готов, ты получаешь огромнейшее удовлетворение.

После долгих согласований я утверждаю эскиз. Затем идет подробная прорисовка в реальных размерах, на миллиметровой бумаге. Когда сложилась общая композиция, начинаешь предмет «обвешивать» — добавлять элементы декора, резьбу, фактуру, какие-то вставки: каменья, металл, монеты, детали из другой породы древесины. Потом идет самое сложное: тонировка, патинировка, детализация фрагментов. Это похоже на написание картины. Только художник пишет ее один, а здесь участвует целый коллектив профессионалов.





После художников проект попадает к конструктору, который прорабатывает техническую сторону изделия, делает необходимые чертежи, трехмерную модель. В итоге формируется папка, по которой специалисты могут изготовить реальный предмет. Тут за дело берется краснодеревщик. Он создает основу из материала, которому потом предстоит претерпеть еще много-много всяких модификаций. Хорошо продуманный конструктив позволяет здорово варьировать не только эстетику предмета, но и его стоимость.

 Отделка мебели в русском стиле сегодня — это так же, как в старину, стопроцентная ручная работа?

— Абсолютно. Мне часто задают вопросы: «Почему ты не купишь вот эти копировальные станки? А где у вас лакокрасочная? А где у вас пульверизаторы?» Безусловно, станки помогают обрабатывать древесину, распиливать — на начальном этапе подготовки, но весь художественный процесс от начала и до конца — ручная работа.

 А почему? Наверняка есть какие-то веские причины?

— Есть. Я считаю, что у предмета, созданного руками человека с тонким художественным чутьем, с творческим подходом, есть особое преимущество. Оно проявляется в нюансах передачи текстуры и фактуры древесины. К нам приезжали из Софрино, из других мастерских, пытаясь перенять приемы отделки. На самом деле, это трудно перенять — ведь речь идет об индивидуальном почерке мастера.





Но вернемся к вопросу о процессе изготовления мебели. Многое зависит от того, насколько сложен предмет, каковы пристрастия конкретного заказчика. Кто-то больше любит сказочность, фантазийность, кто-то любит сов, разных птиц. С учетом пожеланий формируется дизайн-проект. Готовый конструктив дает возможность быстро менять проект в плане декора, в плане «одевания» предмета. Ну и, естественно, это влияет на ценовой уровень. Так можно сделать вещь более доступной для человека, который искренне заинтересован русской темой.



 Многие ваши предметы отделаны камнями, тканью, металлами. У вас, наверное, большой коллектив мастеров различных специальностей?

— Да, отделка предмета предполагает огромное количество операций по тонировкам, декорированию, росписи, раскраске, искусственному старению. Этой работой занимаются мастерицы-отделочницы: вставляют всевозможные каменья, металлы, ткани, делают серебрение, золочение, патинировку, канфарение, набивают небольшую фактуру. Все они — специалисты широкого профиля, универсалы. Узкого разделения труда у нас нет. Исключение составляют резчики — они занимаются только художественной резьбой.




 Такой доскональный подход к изготовлению одной вещи — он оправдан? Для чего это нужно?

— Конечно, оправдан. В этом как раз вся суть русского стиля. Понимаете, для меня главное, чтобы с предметом обязательно состоялся диалог. Не только у меня, но и у потенциального владельца, который будет готов приобрести эту вещь. Утилитарная функция необходима, но хочется, чтобы предмет жил в интерьере, таил в себе вопросы, загадки, чтобы их хотелось разгадывать снова и снова. Поэтому декоративное разнообразие и качество отделки — это обязательно нужно. Для того, чтобы вещь приобрела уникальность и одухотворенную красоту.

Беседовала Дарья Филиппова (Interior Writer)

Комментарии

Популярные сообщения