Традиционный восточный ковёр в современном интерьере: 5 веских причин «за»
Прошли те времена, когда
считалось, что восточный ковёр — это
старомодно. Теперь мы видим его всё чаще
в самых авангардных интерьерах, где
обитает «продвинутая» молодёжь и
активные люди средних лет. Уже никому
не надо доказывать, что азербайджанский
килим — это классика интерьерного
жанра, а шёлковый ковёр из иранского
города Кум — роскошное и актуальное
настенное украшение.
Гостиная в стиле ретро
Гостиная в стиле кантри
Иранский сумах. Шерсть
Антикварный ковер.
Азербайджан. Шерсть. Кон. ХIX — нач. ХХ
века
Иранский ковер. Кум.
Шелк
Ковры стелят и вешают
в своих проектах знаменитые декораторы,
причём это далеко не всегда интерьеры в
марроканском или индийском стиле. Восточные
ковры можно встретить и в модных лофтовых
пространствах, и в квартирах в
стиле контемпорари, и в домах с налётом
«легкой классики». Если вам что-то
говорят такие имена как Кирилл
Истомин, Юлия Голавская, Катерина
Леваллуа, то знайте,
что эти профессионалы регулярно используют
традиционные ковры в своих проектах, в
том числе и ворсовые на стенах. У коллег
на Западе ковры вообще встречаются сплошь
и рядом.
Кухня в скандинавском стиле
Гостиная в стиле лёгкой классики
Лофтовые апартаменты
Традиционный
восточный ковёр отвечает следующим критериям:
- это всегда изделие
ручной работы;
- изготовленное из
натуральных материалов — шерсти или шёлка, а также их сочетаний;
- имеет
аутентичный орнамент, характерный для
конкретной страны или региона.
Иранский ковер. Сиржан. Шерсть
Парадоксально,
но факт: ковры, сотканные по старым
технологиям, с узором,
которому сотни лет, «встраиваются» в
современный интерьер очень естественно
и гармонично. Почему?
Вот 5 ответов на этот
вопрос.
1. Во-первых, из-за
высочайшего художественного
уровня, прошедшего испытание временем.
Недаром ковры хранят в музеях и защищают
по ним кандидатские и докторские степени
в области искусствоведения. Традиционный
ковёр уникален своей красотой: ему нет
аналогов среди других интерьерных
декоров. Его художественный образ
глубоко символичен и наполнен внутренним
смыслом. Каждый декоративный элемент
несёт какую-то идею о Вселенной, природе
и человеке. Если современные дизайнерские
ковры — это творения художников, то
традиционный ковёр — это творение
философов. Когда мастера создавали свои
сюжеты, главным считалось не украшение
жилища, а вечные ценности. Потому и
композиция совершенна — как у произведения
искусства.
Турецкий ковёр. Хереке. Шёлк
Иранский сумах. Шерсть. Пара
Кашмирский ковер. Шёлк
Иранский сумах. Шерсть
2. Вторая причина —
сюжетная вариативность. Стилевая
классификация ковров по странам, регионам
и времени создания — как большое
ветвистое дерево. Диапазон
выбора настолько широк, что найти именно свой вариант — действительно не проблема.
Тут и сложные композиции с цветами и
животными, и лаконичные орнаменты с
предельной стилизацией, так похожие на
то, что предлагает современный графический
дизайн. Вот, например, как на этом
гладком ковре из Ирана:
Иранский безворсовый ковер. Шерсть
Обратите внимание на
нерегулярность расположения квадратов
в центральной части — выглядит вполне
в русле современных тенденций. А вот
ещё несколько различных цветовых и
композиционных решений:
Сирийский ковёр. Дамаск. Шерсть
Иранский безворсовый ковёр. Шерсть
Иранский сумах. Шерсть
Иранский ковёр. Сиржан. Шёлк и шерсть
Иранский килим. Шерсть
3. Третья причина —
декоративная полифункциональность
ковра: один и
тот же экземпляр можно стелить на пол,
вешать на стену и даже использовать в
качестве скатерти или покрывала на
кровать. Кстати говоря, в этом нет ничего
удивительного — так украшали интерьер
в России и Европе ещё совсем недавно
— каких-то 300-400 лет назад. Конечно,
тяжёлым ворсовым экземплярам всё же
место на полу, зато вот тонкие
безворсовые вполне могут декорировать
журнальный столик в гостиной или кровать
в спальне.
Ян Вермеер. Кавалер, угощающий даму вином. XVII век
Ганс Гольбейн Младший. Послы. XVI век
Иранский ковёр. Шёлк
Китайский ковёр. Шёлк
Индийский ковёр. Агра. Шёлк и шерсть
4. Благодаря высокому
художественному уровню восточный ковёр
обладает широкой сочетаемостью
с различными формами, красками и
фактурами. Чаще всего он выполняет
функцию интерьерной доминанты и влияет
на окружение, создавая
атмосферу по своим правилам. Рядом
с ним роскошная мебель выглядит
сдержанней, а простая геометрических
форм — смелее и заметней. На фоне
кирпичных стен кавказский ковёр в красно-коричневой гамме смотрится
естественным дополнением, а рядом с
металлическими трубами — выразительным
контрастом.
Гостиная в стиле эклектики
Столовая в классическом стиле
Дагестанский ковёр. Табасаран. Шерсть
Армянский ковёр. Шерсть
Туркменский ковер. Шерсть
Более всего восточный ковёр властвует в минимализме: стены белые, мебели мало, декора практически нет — и посередине комнаты он, как полноправный хозяин положения. Чаще в таких интерьерах оказываются изделия без ворса и с прямолинейным узором, как например, этот табасаранский шерстяной ковёр:
Дагестанский ковёр. Табасаран. Шерсть
Студия в стиле минимализм
5. Восточный ковёр ручной
работы — вещь не для всех. Поэтому
последняя причина, по которой стоит
иметь его в своём интерьере — это
имиджевая составляющая. Причём речь
идёт не только о стоимости, но и о ценности
нематериальной, которую способен увидеть
лишь человек с хорошим вкусом. Известно, что в эпоху Возрождения живописцы часто изображали ковёр на картинах, и не всегда лишь потому, что он был частью декора тогдашних дворцовых интерьеров: ковёр их действительно восхищал, иначе зачем было прорисовывать мельчайшие детали орнаментов и нюансы цвета. По имени Ганса
Гольбейна Младшего и Лоренцо Лотто в
истории искусства даже называются
отдельные виды ковров, которые были
особенно любимы этими художниками.
Лоренцо Лотто. Муж и жена. XVI век
Гостиная в классическом стиле
Кавказский антикварный ковёр. Шерсть. 1909 г.
Иранский ковёр. Биждар. Шерсть
Китайский ковёр. Шёлк
Самый древний из дошедших до нас ворсовый ковёр и сейчас поражает специалистов своим лаконичным и продуманным узором. Если по его схеме создать новое изделие — получится модный арт-объект. А между тем, этой схеме уже 2500 лет. Удивительно? Ничуть. Ведь традиционный восточный ковёр — это классический образец интерьерного дизайна. А классика никогда не устаревает, успешно подстраиваясь под самые передовые запросы времени.
Текст: Дарья Филиппова
Фото ковров: karavankovrov.ru
Фото ковров: karavankovrov.ru
Комментарии
Отправить комментарий