Почему людям нравится лофт?


Меня давно занимает вопрос: почему людям нравится лофт?.. Это же просто какое-то нашествие в последние пару лет. Квартиры и офисы, обустроенные в старых московских фабриках, арендуются и раскупаются на ура, хотя цена на них отнюдь не бросовая. Журналы публикуют проект за проектом, один другого изысканней. Публика жаждет простых способов оборудовать «настоящий лофт» в новостройках. Это уже не просто запущенный в массы тренд, это реальный способ самовыражения современного человека, потребность именно в таком типе пространства. Определённый культурный феномен. Почему же он возник именно теперь? Почему индустриальные интерьеры занимают такое количество умов? Я ещё понимаю, когда речь идёт о торговых или выставочных площадях, но зачем тащить внутрь своего дома ржавые станки и любовно отчищать от мазута и копоти старые балки под потолком?.. Вот вопрос.




Проект интерьера квартиры в стиле лофт. Студия Nordes design group 
Быть может, потому, что среди населения увеличился процент молодёжи с техническим образованием и инженерным складом ума? Но нет, лофт привлекает не только и даже не столько технарей, сколько вполне себе далёких от железа художников, всевозможных арт-деятелей, банкиров, юристов, молодых руководителей и бизнесменов различного калибра. Может быть, этим людям надоел уют? Опять не то: они говорят, что им как раз таки уютно именно в лофте. Когда стиль спонтанно возник, это случилось от безысходности: у интеллигенции не было денег на другое жильё. А что же сейчас заставляет человека оборудовать квартиру в огромном студийном пространстве с окнами высотой в пять метров и окружать себя металлом, старыми досками и столетними кирпичами? 
Клубный лофт-проект «DEPRE LOFT», г. Москва 
Ответ пришёл неожиданно. Однажды мне самой довелось побывать в настоящем историческом лофте — в московском Центре современного искусства «Винзавод», расположенном в зданиях пивоварни XIX века. Друзья, это был момент истины. Я приехала делать репортаж о выставке, а уехала под впечатлением от стен, пола и потолка помещения, в котором эта выставка проходила. Раньше я вообще не понимала, что такого замечательного люди находят в выставленных напоказ кирпичах и чёрных лестницах с решётчатыми ступеньками. А тут... Я зашла, увидела лофт вживую и застыла от изумления. Это был целый мир, полный загадок и вопросов. Чёрная лестница вела куда-то наверх, к открытой галерее, кирпичи переливались всеми оттенками оранжевого, металлические светильники маячили где-то высоко под потолком и с трудом «добивали» до пола, из-за чего при движении появлялись и исчезали фигурные тени, а все детали выглядели рельефно, объёмно, сложно. Промышленная атмосфера кирпичных стен, металлоконструкций и живой истории покорила меня в один момент. Мне стало легко, свободно и захотелось просто здесь быть. 
Тот самый памятный ракурс в одном из зданий «Винзавода» 
Я поняла, почему людям нравится лофт. Он даёт ощущение свободы. Это, наверное, звучит странно, но в промышленных зданиях, которые строились для производства, хранения и ещё чего угодно, только не для жизни человека, концентрированной свободой пропитано всё. Она везде: в больших объёмах вширь и вверх, в огромных окнах, в множестве уровней и направлений электрического света, в возможности достраивать внутренние пространства — возводить антресоли и отдельные капсулы каких хочешь конфигураций. Свобода в том фоне, который создают кирпич и бетон на стенах: ведь это идеальное «полотно» для предметов классического и декоративно-прикладного искусства, механизмов и ретро-девайсов или приятной глазу пустоты без ничего вообще.
Лофт в здании бывшей школы, г. Стокгольм, Швеция. Дизайн-студия компании Oscar Properties 
Лофт в здании бывшей конюшни, г. Рим, Италия. Архитектор Massimo d'Alessandro 
Лофт в районе Прайя-Брава, Бразилия. Студия CASAdesign Interiores 
А самое главное — лофт по душе тому, кто имеет внутреннюю силу быть свободным от стереотипов. Не хочу классический ордер, не хочу оптимальную для человека высоту потолка и привычное деление на комнаты, не хочу маскировать проводку и трубы. Да, я такой, хочу грубоватой небрежности, даже если все считают, что правильный дресс-код — это чёрный фрак и шляпа-цилиндр. 
Лофт — это исключение из правила, нестандарт для жилого интерьера, потому что изначально все подобные здания проектировались и строились без учёта необходимого для жилья функционала и имели совсем другое предназначение. Но вот пришёл человек и обжил эти пространства, вначале вынужденно, а затем уже и сознательно, с большим желанием и за большие деньги. 
Лофт в бывшем складе мармеладной фабрики, г. Щецин, Польша. Архитектурная фирма Loft Szczecin
Лофт в здании бывшей мукомольной фабрики, г. Денвер, США
Лофт-апартаменты в г. Нью-Йорк, США 
Современным людям нравится ощущать индустриальный дух, который до сих пор витает на бывших заводах и фабриках. Им нравится дышать тем временем, когда строилось новое будущее, умы занимал технический прогресс, а люди стремились к постоянному движению вперёд. Иначе зачем бы заказчиков так сильно интересовала тема стилизации лофта в обычных квартирах? Специально обнажать внутреннюю начинку дома — инженерные сети, вести поверх стен электропровод, ставить станок в качестве арт-объекта, а журнальный столик мастерить из старых деревянных поддонов — помилуйте, зачем? А затем, что при помощи этих деталей в дом привносится промышленная эстетика — та самая, которая делает нас свободнее и смелее. 
Проект интерьера квартиры в стиле лофт, г. Пушкин, Ленинградская область. Дизайнер Николай Великоцкий 
Проект интерьера квартиры в стиле лофт. Студия Nordes design group 
И пусть эта атмосфера свободы не в том мегамасштабе, как в исторических зданиях, всё равно она работает. Мыслить самостоятельно и не зависеть от чужого мнения — это особенно ценно в нашу информационную эпоху, когда все от ютуба до фейсбука так и норовят научить нас жизни и заставляют хотеть то, чего нам на самом деле не нужно. 
Хотите понять, чего же на самом деле хотите именно вы? Выйдите из всех аккаунтов, закройте вечно висящие 50 вкладок и отправляйтесь в какой-нибудь исторический лофт. Неважно, жилой, общественный или заброшенный. Даже если заброшенный, ещё лучше. В тишине и безлюдности лучше думается, острее чувствуется, и истина бытия раскрывается сама собой. 
Лофт-отель в бывших ремесленных мастерских, г. Флоренция, Италия. Архитектор Claudio Nardi 
Впервые опубликовано в журнале BERLOGOS

Комментарии

Популярные сообщения