Возвращение лоскутного шитья

Публикация в печатном журнале "Мир музея", № 2, 2016





Триумфальное возвращение лоскутного шитья

Как сделать старинное искусство современным? Как привлечь к нему внимание не только специалистов, но и широкого круга людей? Как стимулировать развитие декоративного творчества и постоянно повышать его художественный уровень?

Ответы на эти вопросы можно найти, обратившись к опыту проведения Всероссийского фестиваля декоративного искусства "Лоскутная мозаика России". За 18 лет существования в форме биеннале достигнуто многое, но самое главное — о лоскутном шитье вновь заговорили как о высоком искусстве с большим потенциалом. Оно получило новый толчок к развитию, стало обретать актуальные для современности черты. Роль музеев в этом процессе оказалась решающей.

С 1997 по 2015 год было организовано уже 10 фестивалей. Основная масса мероприятий проходит один раз в два года в городе Иваново: выставки, экскурсии, мастер-классы, круглые столы, лекции, презентации и т. д. Главное и, безусловно, самое яркое событие — это выставка-конкурс "Искусство современного шитья", экспонаты для которой присылают мастера со всей России.

Работы выставляются в Ивановском областном художественном музее, Ивановском государственном историко-краеведческом музее им. Д. Г. Бурылина, Музее первого Совета, Доме-музее Б. И. Пророкова и других, а также в различных культурных центрах Иваново и Ивановской области. Лучшие произведения отбираются высококвалифицированным жюри и отправляются на итоговую выставку в г. Москву, а затем путешествуют по областным центрам России и за рубежом. В течение последующих двух лет огромное количество посетителей успевает познакомиться с шитьем русских мастеров — как раз до следующего фестиваля, на котором вновь предстают перед публикой необычные художественные образы и креативные технологические находки.

Для того чтобы лоскутное панно, одеяло или другое произведение попало на итоговую экспозицию во Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, оно должно быть прежде всего современным. По жанру, идее, сюжету, способу исполнения. Со способом сложнее всего, ведь искусство традиционное и важно не потерять связь с прошлым, сохранить аутентичность. Мастерам удаётся сделать это виртуозно: находить перспективные пути и в то же время не отходить от канона, созданного народом. Так в лоскутном шитье появляются новые виды материалов — синтетические, которые расширяют возможности для передачи художественного образа, но делают это органично, не нарушая общую стилистику печворка. Авторы используют различные техники, их сочетания и модификации, постоянно ищут свежие решения. Впечатляют масштабные по размеру и разнообразию способов шитья многочастные проекты, которых с каждым разом становится всё больше.

Соревновательный настрой фестиваля способствует максимальному раскрытию способностей участников и стимулирует творческие поиски. Поэтому каждая выставка в Москве — это открытие. Неожиданно видеть в лоскутных панно мотивы К. Малевича и Ф. Хундертвассера, абстрактные композиции с асимметрией, воздушные пейзажи, архитектурные зарисовки и живые портреты, словно написанные акварелью или маслом. За годы проведения фестиваля возрос профессионализм участников: на высоте не только художественный уровень и разнообразие техник, но и качество исполнения работ. Показательным стал тот факт, что некоторые из лоскутных мозаик остались в Ивановском государственном историко-краеведческом музее им. Д. Г. Бурылина в качестве постоянных экспонатов.

В музейном пространстве такие декоративные панно смотрятся абсолютно естественно, ведь их по праву можно назвать культурными ценностями современной России. В них одновременно живёт прошлое и настоящее, традиционное и новое, личное и общее. Старинный вид декоративно-прикладного искусства вновь возвращается в повседневную жизнь — во многом благодаря грамотно организованной работе Оргкомитета фестиваля. Печворк входит в моду и молодеет: в выставках всё чаще принимают участие детские творческие коллективы и юные авторы. Высокая планка задана учредителями: Министерством культуры Российской Федерации, Государственным Российским Домом народного творчества, Департаментом культуры и туризма Ивановской области, Областным координационно-методическим центром культуры и творчества Ивановской области, а также требовательным жюри, в которое входят специалисты Государственного Эрмитажа, Российского этнографического музея, Государственного Российского Дома народного творчества, Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно» и лучшие мастерицы России.

Отечественное движение по возрождению, сохранению и популяризации лоскутного шитья оказалось очень своевременным: сегодня во всём мире наблюдается оживление интереса к этому виду искусства и к ручной работе вообще. Художественные произведения из ткани обаятельны и харизматичны, они подкупают красотой и задушевностью и возвращаются теперь не только в музеи, но и в жилые интерьеры — в качестве элемента современного дизайна. А это и есть, пожалуй, самый главный показатель общественного признания.

26.11.2015
Текст и фото: Дарья Филиппова

Комментарии

Популярные сообщения