Возвращение лоскутного шитья
Публикация в печатном журнале "Мир музея", № 2, 2016
Триумфальное
возвращение лоскутного шитья
Как сделать
старинное искусство современным? Как
привлечь к нему внимание не только
специалистов, но и широкого круга людей?
Как стимулировать развитие декоративного
творчества и постоянно повышать его
художественный уровень?
Ответы на эти
вопросы можно найти, обратившись к опыту
проведения Всероссийского фестиваля
декоративного искусства "Лоскутная
мозаика России". За 18 лет существования
в форме биеннале достигнуто многое, но
самое главное — о лоскутном шитье вновь
заговорили как о высоком искусстве с
большим потенциалом. Оно получило новый
толчок к развитию, стало обретать
актуальные для современности черты.
Роль музеев в этом процессе оказалась
решающей.
С
1997 по 2015 год было организовано уже
10 фестивалей.
Основная масса мероприятий проходит
один раз в два года в городе Иваново:
выставки, экскурсии, мастер-классы,
круглые столы, лекции, презентации и т.
д. Главное и, безусловно, самое яркое
событие — это выставка-конкурс "Искусство
современного шитья", экспонаты для
которой присылают мастера со всей
России.
Работы
выставляются в Ивановском областном
художественном музее, Ивановском
государственном историко-краеведческом
музее им. Д. Г. Бурылина, Музее первого
Совета, Доме-музее Б. И. Пророкова
и других, а также в различных культурных
центрах Иваново и Ивановской области.
Лучшие произведения отбираются
высококвалифицированным жюри и
отправляются на итоговую выставку в г.
Москву, а затем путешествуют по областным
центрам России и за рубежом. В течение
последующих двух лет огромное количество
посетителей успевает познакомиться с
шитьем русских мастеров — как раз до
следующего фестиваля, на котором вновь
предстают перед публикой необычные
художественные образы и креативные
технологические находки.
Для того чтобы
лоскутное панно, одеяло или другое
произведение попало на итоговую
экспозицию во Всероссийский музей
декоративно-прикладного и народного
искусства в Москве, оно должно быть
прежде всего современным. По жанру,
идее, сюжету, способу исполнения. Со
способом сложнее всего, ведь искусство
традиционное и важно не потерять связь
с прошлым, сохранить аутентичность.
Мастерам удаётся сделать это виртуозно:
находить перспективные пути и в то же
время не отходить от канона, созданного
народом. Так в лоскутном шитье появляются
новые виды материалов — синтетические,
которые расширяют возможности для
передачи художественного образа, но
делают это органично, не нарушая общую
стилистику печворка. Авторы используют
различные техники, их сочетания и
модификации, постоянно ищут свежие
решения. Впечатляют масштабные по
размеру и разнообразию способов шитья
многочастные проекты, которых с каждым
разом становится всё больше.
Соревновательный
настрой фестиваля способствует
максимальному раскрытию способностей
участников и стимулирует творческие
поиски. Поэтому каждая выставка в Москве
— это открытие. Неожиданно видеть в
лоскутных панно мотивы К. Малевича и Ф.
Хундертвассера, абстрактные композиции
с асимметрией, воздушные пейзажи,
архитектурные зарисовки и живые портреты,
словно написанные акварелью или маслом.
За годы проведения фестиваля возрос
профессионализм участников: на высоте
не только художественный уровень и
разнообразие
техник, но и качество исполнения работ.
Показательным стал тот факт, что некоторые
из лоскутных мозаик остались в Ивановском
государственном историко-краеведческом
музее им. Д. Г. Бурылина в качестве
постоянных экспонатов.
В музейном
пространстве такие декоративные панно
смотрятся абсолютно естественно, ведь
их по праву можно назвать культурными
ценностями современной России. В них
одновременно живёт прошлое и настоящее,
традиционное и новое, личное и общее.
Старинный вид декоративно-прикладного
искусства вновь возвращается в
повседневную жизнь — во многом благодаря
грамотно организованной работе
Оргкомитета фестиваля. Печворк входит
в моду и молодеет: в выставках всё чаще
принимают участие детские творческие
коллективы и юные авторы. Высокая планка
задана учредителями: Министерством
культуры Российской Федерации,
Государственным Российским Домом
народного творчества, Департаментом
культуры и туризма Ивановской области,
Областным координационно-методическим
центром культуры и творчества Ивановской
области, а также требовательным жюри,
в которое входят специалисты
Государственного Эрмитажа, Российского
этнографического музея, Государственного
Российского Дома народного творчества,
Государственного историко-архитектурного,
художественного и ландшафтного
музея-заповедника «Царицыно» и лучшие
мастерицы России.
Отечественное
движение по возрождению, сохранению и
популяризации лоскутного шитья оказалось
очень своевременным: сегодня во всём
мире наблюдается оживление интереса к
этому виду искусства и к ручной работе
вообще. Художественные произведения
из ткани обаятельны и харизматичны, они
подкупают красотой и задушевностью и
возвращаются теперь не только в музеи,
но и в жилые интерьеры — в качестве
элемента современного дизайна. А это и
есть, пожалуй, самый главный показатель
общественного признания.
26.11.2015
Текст и фото:
Дарья Филиппова
Комментарии
Отправить комментарий