Композиция в интерьере: 7 примеров грамотного визуального баланса


В правильном интерьере важна каждая деталь. Чем более спонтанно и естественно выглядит дизайн, тем больше сил вложено в его создание, а за кажущейся естественностью и лёгкостью всегда стоит продуманность и целесообразность. Поэтому говорят, что работа истинно талантливого дизайнера не видна — всё так, как и должно быть, ни убавить ни прибавить.

Внешний вид и расположение предметов, их сочетание по цвету и форме, зрительные взаимосвязи больших и маленьких деталей между собой — всё это создаёт ту характерную гармонию в интерьере, которая чувствуется даже непосвящёнными.


Как создать такое визуально сбалансированное пространство?


Беспроигрышный вариант — выстроить интерьерную композицию с одним композиционным центром. Хорошим примером такого центра может служить контрастное с общим фоном цветовое пятно: картина, постер, окрашенная часть поверхности.

Эффектный акцент выстраивает вокруг себя всё остальное окружение. Прочитав эту статью, вы сможете анализировать конкретные примеры интерьеров и применять грамотные визуальные приемы в своей практике самостоятельно.

Пример №1. Мультиколор и Острые углы


На спокойном серо-бежевом фоне дизайнер расположил очень яркий и очень большой постер. Обратите внимание — он тут не одинок. Экстравагантные свечи, обложки книг на переднем плане и ковёр точно "попадают" в оттенки постера.

Разнонаправленные острые треугольники привносят в эту гостиную взрывную динамику, даже скорость, молодость, сочность. Вальяжный круглый диван и "бархатный" ковёр подпадают под их влияние и тоже оказываются "в тонусе"— в итоге весь интерьер строится вокруг игольчатого мультиколорного постера.

Пример №2. Классическое и Современное


Симметрично расположенные с двух сторон дивана и картины торшеры делают композицию устойчивой и спокойной. Они едва заметны рядом с картиной, изображающей перспективное удаление вглубь, как будто в точку схода, и задающей помещению равномерный ритм. Прямые линии картины и дивана противопоставлены мягким изгибам кресел и витиеватым петлям ножек журнального столика.

В этой солнечной гостиной власть сине-зелёных квадратов на стене бесспорна. Картина как бы всё время напоминает нам, что классические очертания других предметов здесь — это только первый план восприятия, а на самом деле комната современна, прогрессивна и даже авангардна.

Благодаря цветовым "мостикам" (оттенки картины и обивки мебели совпадают) разные по стилю "действующие лица" в этой интерьерной пьесе играют слаженно и хорошо иллюстрируют актуальное направление в современном дизайне — неоклассику или "облегчённую классику".

Пример №3. Сюжетное Разнообразие


Когда смотришь на этот интерьер, чувствуешь уверенность и определённость. Здесь нет места сомнениям и колебаниям, здесь царство тишины. Оттенки акварельных рисунков, ковра, дивана, столика и даже мелких аксессуаров выверены с точностью живописца — и эти цветовые "мостики" соединяют разные элементы в одну картинку, в единую композицию. Это было бы даже "слишком хорошо", если бы не акварель на стене.

Шесть рисунков имеют разный сюжет, и это вносит в интерьер то недостающее разнообразие, без которого он выглядел бы скучно. Разные сюжеты в одной цветовой гамме — в этом решении дизайнера одновременно и объединяющее, и разъединяющее начало. Взгляд переходит от рисунка к рисунку, сравнивая и оценивая, отмечая сходства и различия. Одно художественное полотно не содержало бы такого динамического потенциала и простило бы интерьер.

Пример №4. Неустойчивый Геометризм


Выбрав почти ахроматическую гамму, автор этого проекта усложнил себе задачу: чёрно-белое ведь часто воспринимается слишком строгим и однообразным.

Едва заметный оттенок индиго, в который окрашены тёмные элементы, улавливается с трудом. Но именно на таком фоне выигрышно смотрится синяя софа — она почти светится.

Слишком основательным и слишком понятным был бы этот интерьер, если бы не геометрические фигуры на стене. Они находятся в таких неустойчивых положениях, что не заскучаешь. Круг и треугольник в подвешенном состоянии, а треугольник ещё и опущен вершиной вниз, готовый вот-вот упасть в сторону.

Визуальный акцент решён за счёт формы, выделение контрастным цветом отсутствует, геометрические фигуры в той же гамме, что и весь интерьер, при этом в образ заложена динамичность большой силы.

Пример №5. Легкое и Тяжелое: кто кого?


Такое противоречие встретишь не часто, не правда ли? Стеклянная столешница, как огромный слой прозрачного горного хрусталя, на свитых в клубок мощных корягах, сверху белый постер на белой же стене, на нём чуть захваченная фотографом верхушка купола с тонким шпилем. И сбоку — несерьёзная ваза с шутом на крышке.

Основательные ноги зрительно «тянут» композицию вниз. Тонкие линии купола и шпиля — устремляют её вверх. Изображение на постере асимметрично и расположено внизу, в наклонном положении — взгляд невольно следует за очертаниями и неожиданно оказывается на самой верхушке — на шпиле. И тут — удивительное дело! — вдруг коряги перестают перевешивать, мы наверху огромного купола, а коряги где-то там — внизу на земле. Но стоит опустить взгляд — и вновь чувствуется тяжесть экзотического подстолья «хрустального» стола.

Так и живут все эти декоративные детали — в вечной борьбе противоположностей. И только шутливая ваза на время примиряет борьбу легкого и тяжёлого — пока на неё смотришь.

Пример №6. Цвет без поддержки и Стереоэффект


Огромное панно во всю стену с «акварельными» разводами — и без единого цветового «мостика» к другим предметам мебели, текстиля и декора. Почему? Так достигается максимальное акцентирование внимания именно на этой стене, а остальные предметы, по мысли дизайнера, должны «прятаться» и служить нейтральным фоном.

Интересное решение — светло-серые треугольники поверх «акварели». Они как раз связаны с общим цветовым решением интерьера. Треугольники «летят» в пространстве, создавая дополнительный план на разноцветном фоне. Они как будто «вылетают» за пределы панно, придавая ему стереоэффект, который не был бы таким явным, если бы у треугольников не возникало визуальных цветовых связей с окружением.

Пример №7. Чёрный квадрат и Эмоции


Чёрный квадрат с позитивным эмоциональным наполнением — как вам? Милые зверушки — это всегда добрый эмоциональный заряд. Выходящие из тьмы пушистые овечки двигаются прямо к зрителю, заставляя улыбаться даже совсем равнодушного к животным человека. Но каково обрамление! Квадрат считается самой «тяжёлой» из фигур, здесь тяжесть ещё и усилена чёрным цветом. Его границы на белом фоне очерчены чётко и решительно — вот она, найденная мера строгости, без которой овечки смотрелись бы слишком гламурно.

Здесь идея не предполагала исключительно женственной атмосферы, поэтому сочетание «тяжёлого» квадрата и милых животных на белоснежно-кремовом фоне (стены и потолок) в пустом коридоре создало одновременно и наивный, и ироничный, и таинственный, и по-своему строгий интерьер. Мохнатая лавка — это «мостик» от фотографии, только не цветовой, а фактурный.

В заключение

Продуманный интерьер, в котором обязательно присутствует "идейное" обоснование - почему эта вещь именно такая и находится именно здесь, какова её роль - всегда выигрывает перед спонтанным "просто нравится", потому что может не только создать, но и передать зрителю художественный образ, а это уже искусство.

А какое "идейное" обоснование заложено здесь?.. Как думаете?


Впервые опубликовано на InMyRoom.ru

Комментарии

Популярные сообщения