Дары волхвов: декоративные парадоксы

Филиппова Дарья
15.01.14

Дары волхвов

Дары волхвов из Афонского монастыря св. Павла продолжают путешествовать по славянским землям. Первые рождественские подарки Малышу Христу, они вызвали в обществе самую настоящую полемику. Кто-то верит, кто-то нет. Кто-то выстаивает часами на морозе, чтобы только увидеть их и прикоснуться, кто-то настроен скептически и не видит в событии ничего особенного. Дары только-только стали известны широкой общественности и являют собой открытие, полное вопросов и тайн. Кто изготовил их? Когда? Где? Кто были волхвы с Востока? Имеют ли сейчас подарки Христу свой первоначальный вид или они подвергались переделке?

Как бы там ни было, мы знаем доподлинно, что Дары посвящались Иисусу Христу, были изготовлены специально для Него. Декоративная идеология данного предмета такова, что его внешний вид определяет и религиозную, и культурную, и историческую ценность самих Даров. Это тот редкий случай, когда художественная форма настолько ярко выявляет внутреннее содержание, творческий замысел, что даже сам исторический контекст создания вещи отступает на второй план. Он просто перестаёт быть нужен для того, чтобы "прочесть" идею произведения искусства.

Золото
Золото. Самородок

В том, что Дары волхвов – это произведение искусства, можно легко убедиться, взглянув на них. Плоские пластинки размером примерно 5×7 см из сверкающего на солнце золота, точнее, из золотой проволоки, спаянной в единый узор в технике филиграни с зернью. Помните крылатое выражение: "филигранная работа"? Значит, очень тонкая, точная, кропотливая, изящная. Так вот, Дары волхвов – самая что ни на есть филигранная работа, в прямом и переносном значении.

Дары волхвов

Чтобы сплести ажурную золотую вязь, из цельного куска золота "вытягивали" тончайшую нить, которую затем оставляли гладкой либо скручивали по нескольку нитей между собой, получая маленькие «канатики» толщиной в миллиметр. Кстати, от слова "скручивать, свивать", на старославянском — «скать», происходит название русского варианта филиграни, который был известен у нас с древнейших времён и применяется до сих пор – “скань” или «сканное дело».

Потом мастера принимались выкладывать узор из этой проволоки, используя различные инструменты. Отрезая нужное количество, золотую нить сгибали, завивали, переплетали или наоборот – делали почти идеально ровной. Так рождался шедевр, тонкая и сложная ювелирная работа. Потом при помощи пайки соединяли все элементы в единое целое, а в специально отведённые места прикрепляли маленькие золотые шарики - "зернь", которая слегка выступала над поверхностью пластины и делала внешний вид вещи ещё сложнее и богаче.

Дары волхвов. Фрагмент

Таких золотых табличек с Афона привезли три. Остальные 25 хранятся в монастыре св. Павла вот уже несколько веков. Узор каждой из них уникален, и не найти среди всех табличек двух одинаковых. Формы их также разнообразны и не совсем привычны для ювелирных украшений древности: они четырёхугольные. Правильные геометрические фигуры, словно из математического набора для первоклассника: трапеции, квадраты, прямоугольники – в то время как наиболее распространённой формой ювелирного изделия или его части был круг (шар). Округлые объёмные украшения без острых углов технологически легче изготовить, и в смысловом отношении они логично подчинены мировоззрению древнего человека – своей схожестью с формами природы.

Здесь же мы сталкиваемся с первой необычностью Даров волхвов: вероятно, эта виртуозная филигранная работа – не украшение, предназначенное для того, чтобы его носил человек, и с самого начала она задумывалась и изготавливалась не как украшение, а как символический дар Христу.

Дары волхвов. Фрагмент

Существует версия, согласно которой отдельные таблички изначально составляли единый "наплечник" - символ царской власти в древнем мире. В Византии и Древней Руси он назывался "бармы". Однако отсутствие повторяющихся частей наводит на мысль об уникальности каждой детали и, возможно, даже разных местах их изготовления. В пользу этой версии говорит и мнение о том, что это были древние царские реликвии, которые хранились в тех родах, из которых происходили волхвы (по преданию, они были царями).

Дары волхвов. Фрагмент

Хотя, обе эти версии не противоречат друг другу: не будучи собственно украшением, подвески могли быть соединены в единое целое к моменту дарения Царю, т.е. Христу. Золото в то время подносилось царям в знак особого уважения, избранности и как символ власти. Вот почему мудрецы с Востока принесли именно золото: “Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну” (Евангелие от Матфея, глава 2, стихи 10-11).


Они считали Новорождённого Иисуса Христа Царём, Которого в то время ждал весь Древний мир. Православные христиане считают именно такие, "не функциональные", ювелирные предметы Дарами волхвов. Даже если вспомнить ещё об одном варианте трактовки золотых табличек — в качестве элементов драгоценного пояса, который сделали из «оригинального» золота «благочестивые греческие цари» и в праздники Христовы «в честь Его», т. е. Христа, надевали этот пояс (свидетельство русского паломника Василия Григоровича-Барского, XVIII век), то сути дела это не меняет: «функционал» здесь уже исключительно сакральный и ювелирное изделие используется как часть священного действия.

Вот мы подошли и ко второму парадоксу. Если допустить, что изначально волхвы принесли не украшения и не нечто уникальное, изготовленное только для одного Царя царей, а, скажем, золотые монеты или золотые сосуды, а позднее верующие их переплавили и получили то, что мы видим сегодня, то получается, что идея символического подношения золота Христу как Величайшему Царю стала ещё более оформленной, совершенной.

Из обыденных, имеющих практическую ценность золотых монет или сосудов появилась абсолютно не функциональная с земной точки зрения ажурная филигрань, свивая которую, человек как бы говорил: «Я дарю Тебе, Христос, нечто особенное, чего нет больше ни у одного человека на свете». Таким образом, «переделанное» золото говорит о более высоком уровне понимания природы Христа и значения Его прихода в мир. Сквозь декоративное внешнее начинает проступать внутреннее, сущностное понимание христианства.

Фреска «Поклонение волхвов (Рождество Христово)». Дионисий и сыновья. 1500 — 1501 гг.
Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

Однако и версия переплавки драгоценного металла в византийский период находит своих противников. Если бы греки-христиане изготавливали священный предмет — аргументируют они — то по сложившейся традиции обязательно изобразили бы какой-нибудь священный символ, например, христианский крест. А этого нет ни на одной из сохранившихся плиток, везде — только геометрические фигуры и затейливый орнамент, отсылающие нас к мастерам Древнего Востока.

Икона «Рождество Христово». VII — IX вв. Монастырь св. Екатерины, Синай

Декоративность предметов, о которых мы говорим, настолько уникальна, что сложно говорить вообще о какой-либо земной, материальной их информативности. Сквозной узор, странная форма, отсутствие идентичных элементов и христианской символики как опознавательного знака для верующих. Нет на них и каких-либо вообще знаков, содержащих конкретную информацию — в виде надписей или тем более текста. Кажется, что это даже не предмет искусства как таковой, потому что любой предмет искусства всегда имеет какую-то утилитарную функцию. Сложно назвать их и предметами культа. Они могут быть употреблены, пожалуй, только для того, чтобы доставать их и любоваться. Но зачем?

А вот тут мы подходим к третьему парадоксу Даров волхвов.
Называется он «ладан и смирна».

Ладан

Ладан

Конечно, Вы успели заметить на фотографиях неровные тёмные бусины, похожие на маслины. Они нанизаны на серебряную проволоку, прикреплённую дугообразно к каждой из золотых пластин, вперемежку с коралловыми и стеклянными (или жемчужными) бусинами. Эти тёмные «маслины» — смесь особых веществ, ладана и смирны. Ладан — пахучая смола, душистый древесный сок, который на воздухе становится твёрдым и собирается с ароматических деревьев. Зёрна ладана, если их положить на тлеющий уголёк, наполняют помещение чудесным ароматом.

С древних времён ладан использовался при богослужениях. По учению Церкви, курение фимиама, в состав которого входит ладан, означает восхождение молитв к Богу и нисхождение благодати Духа Святого на верующих. Ладан мудрецы принесли Иисусу Христу, потому что считали Его Богом. Это странно для понимания: как волхвы-язычники, хотя и очень учёные люди, но всё-таки ещё не знавшие ни Проповеди, ни Крестной смерти, ни Воскресения Христова, могли так считать? Но ладан, о котором сказано в Евангелии, и который мы видим собственными глазами прикреплённым к золотым элементам, свидетельствует об их вере. Не только тем, что это именно тот ладан, конечно.

Возможно, изначально волхвы принесли ценное ароматическое вещество просто в качестве дорогого подарка Царю — была такая традиция. Но тогда выходит, что смысл подношения ладана Христу как Богу — это результат последующего христианского осмысления, и нам досталось увидеть воочию, через реальные предметы, как древние христиане пришли к этому важному символическому значению.

Поразительна сама идея и её воплощение: Царская власть и слава Христа (золото) и Его Божественность (ладан) как части одного целого, как уровни одной Личности. Посмотрите, как находчиво выражена религиозная идея через художественную форму: надо же было так придумать — соединить каждую пластинку с несколькими шариками из ладана и смирны. По преданию, ладан и смирну волхвы принесли в отдельных ёмкостях, а уже когда святыня попала на Афон, монахи смешали и то и другое и прикрепили смесь к золотым пластинам.

Смирна

Смирна (мирра)

Декоративная интерпретация монахами подарков, которые давным-давно преподнесли восточные мудрецы Христу, поражает силой и глубиной подлинно христианского мировоззрения. Понимание этого ещё более усиливается, когда узнаёшь, что из себя представляла смирна и в чём её символическое (да и прямое тоже) значение. На иконах и картинах со сценой поклонения волхвов обычно мы видим дом, в который вскоре после Рождества перебрались св. Иосиф Обручник, Пресвятая Богородица и маленький Ребёнок-Христос. Вот заходят иноземные гости, «открывают сокровища свои» и... дарят Ребёнку ароматное вещество для погребения мёртвых. Смирна — это смола миррового дерева, вид благовоний, широко известный в Древнем мире и используемый в качестве бальзамирующего вещества для тел умерших.

Книжная иллюстрация. Детская Библия. Институт перевода Библии. 1992

Золото как Царю, ладан как Богу, смирну — как Человеку, Которому когда-то придётся умереть. Дары волхвов раскрывают перед нами вторую природу Христа — Человеческую, а афонские монахи, соединившие ладан и смирну, — нераздельную слитность этих двух природ в Спасителе. Вроде ничего особенного — скатали шарики, и то и другое — смола, только разная. Может быть, так вообще получилось само собой. Может быть. Однако форма, которую имеют сейчас Дары волхвов, сама собой теперь напоминает каждому о Богочеловечестве Христа и о Его Царстве.

Третий парадокс заключается в том, что использование земных и очень «вещественных» элементов для создания произведения искусства под названием Дары волхвов порождает в результате декоративную композицию, не имеющую земной функциональности — но имеющую духовную ценность, способность передавать такие сложные религиозные идеи и вообще — служить иллюстрацией ключевых моментов христианского вероучения.

Подарок

Книжная иллюстрация. Б. Кукулиев. Палех. 2002

Художественный замысел Даров волхвов в том, что это — подарок, предназначенный только для одного Человека на земле. Только для Него золото, ладан и смирну смешали, соединили, спаяли в одном предмете. Это абсолютно уникальный, «адресный» подарок, который христианский мир преподнёс своему Спасителю. Это концентрированная идея христианства в предметном, материальном выражении. Парадоксальный памятник декоративного искусства, по своей функции он не земной, «вещный», а духовный. Это не только реликвия, предмет, которого касались ручки Младенца Иисуса, это ещё и многовековое свидетельство нашей веры.

Честные Дары волхвов в серебряном ковчеге

Иллюстрации:
фильм Аркадия Мамонтова «Дары волхвов» (2014)
ru.wikipedia.org

Дополнительная информация:
1. http://честные-дары-волхвов.рф.
2. Брошюра «Афонский монастырь св. Павла и его святыни»; http://честные-дары-волхвов.рф/athos.pdf.
3. Документальный фильм Аркадия Мамонтова «Дары волхвов» (2014).
4. Документальный фильм «Первые подарки. Специальный репортаж».
5. Мария Винарова. Дары волхвов; http://www.pravoslavie.ru/put/67336.htm



Комментарии

Популярные сообщения