Декор московского метро: 6 оригинальных техник

Декор московского метро: 6 оригинальных техник

Как раньше украшали интерьеры станций и как это делают сегодня? Читайте обзор, посвященный 80-летию столичной подземки.


Часто к декору относятся снисходительно. Шутят, что декоратор нужен лишь там, где не вышло у архитектора и не получилось у дизайнера. Однако это, конечно же, не так. Профессиональное оформление интерьера – всегда неотъемлемая часть разработки проекта. А еще – способ передать идею наглядными образами и самое первое, что бросается в глаза, когда человек заходит в помещение. Уникальные сочетания цвета, текстур, форм делают каждый интерьер особенным. Если же этот интерьер ежедневно посещают сотни, тысячи и тем более миллионы человек, то декор превращается в мощное средство воздействия на целое общество и начинает играть значительную социальную роль. Вы наверняка догадались, что речь идет о метро. 

 
Ст. м. «Трубная» 

 
Ст. м. «Курская» 

Когда 15 мая 1935 года произошло официальное открытие станций первой очереди, люди увидели нечто совершенно удивительное – большие светлые пространства, отделанные мрамором, гранитом и керамикой. За многие годы своего существования «подземные дворцы» стали настоящей сокровищницей идей декора разных периодов – от 1930-х годов XX века до 2010-х XXI-го. Чтобы рассказать обо всех приемах, материалах и технологиях, понадобится как минимум формат энциклопедии, поэтому пока мы остановимся лишь на некоторых из них. 

1. Майолика. Ст. «Комсомольская» (Сокольническая линия). 1935 г. 
Оформление интерьеров метро доверяли самым талантливым, самым прославленным художникам. К примеру, автор этих панно – академик живописи Евгений Лансере, когда-то бывший одним из лидеров объединения «Мир искусства». Ему удалось очень художественно преподнести тему строительства метро, в необычном и ярком материале изобразить все его этапы: от работы в шахте до отделки станции. 



 

Керамические плитки, из которых сложены картины, изготовлены в технике майолики: это когда изделие из глины подвергают обжигу с использованием цветных глазурей. В Древней Руси этот вид керамики был известен уже в XI веке, но наивысшего расцвета достиг в XVII-XVIII вв. С его помощью делали наличники для окон, порталы, фризы, изразцовые печи, посуду. В период Серебряного века произошло возрождение майолики благодаря модерну и «русскому стилю» в искусстве. Как правило, керамические изделия имеют орнаментальную композицию. Тем удивительней результат Лансере: сделать сюжетную картину из отдельных элементов в такой технике – задача не из легких. Всего изображений два, по одному на каждой из стен аванзала. 

2. Смальтовая мозаика. Ст. «Комсомольская» (Кольцевая линия). 1954 г. 
Говоря обывательским языком, смальта – это непрозрачное цветное стекло, обработанное оксидами различных металлов. Настоящая рецептура изготовления до сих пор хранится в тайне и доступна лишь тем, кто напрямую связан с производством данного материала. Когда Ломоносов путем настойчивых опытов открыл секрет смальты, оказалось, что его вариант способен на гораздо более широкий диапазон оттенков, нежели итальянский. Позднее русские смальтовые мозаики замерцали на стенах храма Христа Спасителя, Исаакиевского собора и храма Спаса-на-Крови. «Эстафету» приняло советское монументально-декоративное искусство. 


 

На своде перронного зала станции «Комсомольской»-кольцевой расположились большие бордово-золотые панно на тему Победы. Они изображают военные трофеи разных исторических периодов: от секир до автоматов. Автор эскизов – знаменитый художник Павел Корин. Невероятно парадная и практически «вечная» по яркости и силе цвета золотая смальта – результат использования при изготовлении тонкой золотой фольги. Впрочем, «вечной» можно назвать смальту любого цвета – качества материала таковы, что он практически не портится и не разрушается с течением времени. 

3. Чеканка по меди. Ст. «Пушкинская». 1975 г. 
Эти металлические картины с цитатами Пушкина висят на путевых стенах станции. Пока стоишь и ждешь поезд, можно их хорошенько рассмотреть и прочитать надписи: «И неподкупный голос мой / Был эхо русского народа», «Москва... как много в этом звуке / Для сердца русского слилось! / Как много в нем отозвалось!» Всего чеканок 8, по четыре с каждой стороны зала. 



 

Техника чеканки представляет собой получение рельефных изображений на листовом металле. Рельеф создают вручную, при помощи специально изготовленных инструментов. Медь – один из самых подходящих для чеканки материалов. Помимо своих практических свойств – мягкости и пластичности, она еще и по-особенному красива – из-за необычного цвета. Неслучайно памятные пушкинские места на медных панно выглядят как картины осени, любимого времени года поэта. Белый мраморный фон стен подчеркивает контрастность металлических рельефов в красновато-оранжевой гамме, а строчки стихотворений передают общее лирическое настроение. 

4. Флорентийская мозаика. Ст. «Чеховская». 1987 г. 
Если вам доведется побывать на станции «Чеховской», не спешите с нее уезжать. Пройдитесь вдоль путей – и вы увидите на стенах уникальные произведения искусства, аналогов которым нет больше ни на одной станции. Сложенные из камней-самоцветов, эти красочные панно иллюстрируют все природное богатство русских минералов, многообразие их оттенков и текстур. Синий, фиолетовый и голубой лазурит, бордово-красный с черными прожилками родонит, сиренево-фиолетовый флюорит, светло-желтый мраморный оникс, ярко-зеленые жадеит и нефрит, бирюзово-зеленый амазонит, разные сорта яшмы – всего здесь более 17 видов цветных камней. 


 

Каждое изображение состоит из разных по форме каменных пластинок, плотно подогнанных друг к другу – так, что границы между ними почти не видны и определяются только разницей в цвете. Эта техника получила название «флорентийской мозаики» – по месту своего происхождения. В арсенале художника – только естественный цвет и рисунок камня, из которого при помощи большого мастерства получаются картины, будто бы созданные самой природой. 


 

 

Алексей Загорский, художник-мозаичист (работает в технике флорентийской и римской мозаики из цветного камня; среди его работ – мозаики в Оружейной палате Московского Кремля, в музее «Самоцветы» в Москве, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Серафимо-Дивеевском женском монастыре, в Ватикане; художник-исполнитель мозаик на станции метро «Чеховская» в Москве): 
– Авторы мозаик на станции метро «Чеховская» – Петр и Людмила Шорчевы, их отчеств я никогда не знал, по традиции к художникам обращаются только по имени. Художники-исполнители, вместе с которыми я работал, – Александр Манохин и Владимир Андрианов. Эскизы панно представляли собой картоны в натуральную величину в красках, а подбор камня и «перевод» с языка краски на язык камня – это было дело исполнителей, специалистов по флорентийской мозаике. Тут уже все зависело от личности мозаичиста, от его таланта художника, опыта, от степени «внутренней свободы», где-то даже от возможности освободиться от «диктата» автора... Мне, можно сказать, повезло. Когда я делал панно «Чайка», Петр сразу принял мою трактовку эскиза, а Люда категорически не соглашалась. Ну не понимала усложненных ходов! Переделывать уже было некогда – катастрофически не хватало времени, поэтому удалось оставить работу, как есть. Кстати, «флорентийская мозаика» – название, принятое у нас, в России; в мире эта техника больше известна как pietra dura (с итальянского – «твердый камень»). Мозаики «Чеховской» – это, конечно, не иллюстрации к произведениям писателя, это ассоциативный ряд, этюд настроения Чехова... и пусть каждый понимает их по-своему. Вам хорошо рядом, вы о чем-то вспоминаете? Значит, работа авторов и исполнителей удалась. 

5. Мозаичный витраж. Ст. «Трубная». 2007 г. 
По правде говоря, трудно сказать, чего тут больше: мозаичности или витражности. С одной стороны, картины сложены из отдельных стеклянных тессер, с другой – они прозрачные, подсвечены с обратной стороны и выглядят как окна. Разноцветные стекла объемные и приподнимаются над основанием, на котором закреплены. Необычно для витражной техники и то, что стеклянные «кубики» имеют неровно сколотую поверхность. Получаются очень многогранные, фактурные панно, которые к тому же светятся изнутри. Свет проходит сквозь толщу стекла, играя и искрясь на бесчисленных срезах и сколах, превращая каждую картину во что-то по-детски волшебное – в окошко из прозрачных леденцов или чудесных драгоценных камней. 



 

Автор витражей – Зураб Церетели. Изображены на них древние города России: Палех, Новгород, Кижи, Боголюбово, Псков и другие. Узнать каждый из стилизованных городов можно по характерной архитектуре и подписям, «встроенным» в композицию. 


 

Декоративное решение станции выглядит традиционно, даже создается впечатление, что она была построена не несколько лет назад, а давным-давно. Радует, что подход к оформлению метро в наше время не превратился в чисто практический, а остался художественным, как и раньше. При этом способы реализации меняются с учетом новых технологий и, конечно, новых авторских идей. 

6. Закаленное стекло триплекс. Ст. «Битцевский парк». 2014 г. 
Триплекс – это многослойное стекло, состоящее из двух и более стекол, склеенных между собой специальной полимерной пленкой. Из него делают лобовые стекла автомобилей: при ударе осколки не разлетаются, а задерживаются на полимере, тем самым оставаясь безопасными для водителя. Если пленку в середине этого «слоеного пирога» раскрасить красками — получится картинка, «запаянная» в стекле. А если сложить из таких картинок огромное панно во всю стену на одной из станций московского метро, получится новое, технологичное и безопасное слово в отечественном метростроении. 


 

Благодаря закалке стеклянная облицовка стала более прочной, а на полимерной пленке при помощи цветной печати появились картины из жизни Битцевского парка и конно-спортивного комплекса «Битца». Оригинальный рисунок создали художники Валерия Шапошникова и Екатерина Бубнова. Он был разделен на 359 фрагментов, изготовлен в материале и, подобно пазлу, собран и смонтирован на усиленном алюминиевом каркасе. Пока это единственная станция, украшенная таким способом. 

Какие еще декоративные техники ждут московское метро в будущем – покажет время. Какие уже успешно реализованы – всегда покажет само метро. Стоит лишь спуститься под землю и внимательнее посмотреть по сторонам: свежая порция вдохновения и знаний будет обеспечена. 

Текст: Дарья Филиппова (Interior Writer)
Фото: Инженер Филиппов, Виктор Тройнов 

Впервые опубликовано в журнале BERLOGOS

Комментарии

Популярные сообщения